Клуб Туристов города москвы

 

 

Технический отчёт о водном туристском спортивном походе III (третьей) категории сложности в районе Архангельской области

 

по маршруту:

г. Плесецк – оз.Шардозеро – р.Шардозерка – оз.Сывтозеро – р.Сывтуга – д.Петровская – р.Кожа – р.Онега – п.Порог

 

Маршрутная книжка №1/4-315

 

 

Руководитель: Беспалов И.А.

тел.8-903-502-17-91, e-mail: bespalovvv@mail.ru

 

Отчёт составил: Беспалов И.А.

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчет и считает, что поход соответствует __________категории сложности.

Поход может быть зачтён всем участникам и руководителю.

 

Москва

2009 г.


Оглавление

1.     Паспорт маршрута_ 3

2.     Список группы_ 3

3.     График движения группы по маршруту. 4

4.     Общие сведения о маршруте. 4

5.     Выбор маршрута_ 6

6.     Заброска на маршрут. 6

7.     Техническое описание реки Сывтуга_ 7

8.     Выброска. 17

9.     Снаряжение 18

10.Смета расходов на группу из 10 человек. 18

11.Выводы и рекомендации. 18

12.Материалы, использованные при составлении отчёта. 19

13. Приложение 20

 


 

1.    Паспорт маршрута

 

Вид туризма

Водный

Категория сложности

Третья

Район путешествия

Архангельская область

Нитка маршрута

г.Плесецк – оз.Шардозеро – р.Шардозерка – оз.Сывтозеро – р.Сывтуга – д.Петровская – р.Кожа – р.Онега – п.Порог

Протяжённость сплава

200 километров

Продолжительность

14 дней, из них 11 дней сплава и 2 днёвки 

Количество участников:

10 человек

Средства сплава

4 КНБ, 2 КНК

Время проведения похода

10 – 25 июля 2009 года

Уровень воды

Ниже среднего

Проводящая организация

Клуб туристов города Москвы

Адрес хранения отчёта

Г. Москва, ул. Б. Коммунистическая, 17, БиблиотекаМГЦТК

Маршрут рассмотрен

МКК ФСТ-ОТМ

 

2.    Список группы

 

Фамилия, Имя

Год рождения

Туристский опыт

Обязанности в группе

1

Беспалов Иван

1985

Умба-Колвица 3ВР

Кереть 3ВР

Пшеха 3ВУ

Руководитель

Капитан КНБ

2

Ганичева Анна

1986

Умба-Колвица 3ВУ

Кереть 3ВУ

Медик

Матрос КНБ

3

Карташев Андрей

1985

Мста 2ВУ

Пшеха 3ВУ

Капитан КНБ

4

Зверева Виктория

1992

Мста 2ВУ

Матрос КНБ

5

Нистратов Михаил

1987

Умба-Колвица 3ВУ

 

Реммастер

Капитан КНБ

6

Зверев Виталий

1985

Мста 2ВУ

Матрос КНБ

7

Жуков Кирилл

1985

Умба-Колвица 3ВУ

 

Фотограф

Капитан КНК

8

Мокрова Юлия

1987

Манарага-Косью 3ВУ

Пшеха 3ВУ

Завхоз

Капитан КНК

9

Головкин Андрей

1980

Охта-Кереть 3ВУ

Аксаут 3 с Эл 4 ВУ

Капитан КНБ

10

Каликина Светлана

1985

Охта-Кереть 3ВР Умба-Колвица 3ВУ

Матрос КНБ

 


3.    График движения группы по маршруту.

 

Дата

Участок маршрута

Протя-женность км

Продол-житель-ность

сплава, ч,мин

Средство передвижения

0

10.07

Г.Москва – г.Плесецк

 

 

Поезд

1

11.07

г.Плесецк – оз.Шардозеро

 

 

Автотранспорт

пешком

2

12.07

оз.Шардозеро – р.Шардозерка – оз.Сывтозеро

 

10ч 30мин

Суда

3

13.07

оз.Сывтозеро – цепочка перекатов «Три брата»

 

Суда

4

14.07

цепочка перекатов «Три брата» - пор. «Мини ЧУ»

 

10ч

Суда

5

15.07

Дневка

 

 

 

6

16.07

пор «Мини ЧУ» - пор. «Верхний Перелом»

 

Суда

7

17.07

Дневка

 

 

 

8

18.07

пор. «Верхний Перелом» - 3км до устья р.Талзанги

 

Суда

9

19.07

3км до устья р.Талзанги – 5км до устья р.Порсы

 

8ч 30мин

Суда

10

20.07

5км до устья р.Порсы – левый приток севернее оз.Лавозера

 

Суда

11

21.07

левый приток севернее оз.Лавозера – р.Кожа – р.Онега – д.Чижиково

 

7ч 30мин

Суда

12

22.07

д.Чижиково – пос.Порог

 

Суда

13

23.07

пос.Порог – г.Архангельск

 

 

Поезд

14

24.07

г.Архангельск – г.Москва

 

 

Поезд

15

25.07

Прибытие в г.Москва

 

 

Поезд

 

4.    Общие сведения о маршруте.

 

Маршрут проходит по Северо-западу Архангельской области. Большая часть маршрута проходит через часть Балтийского кристаллического щита – двухсоткилометровый кряж Ветреный пояс, сложенный из древних сланцев. Леса таёжные, практически совсем глухие.

Р. Сывтуга берёт начало из оз.Сывтозера и впадает в р.Кожу. Это неглубокая быстрая речка. Сильно петляет. В верховьях протекает по заболоченной местности. Далее прорезает кряж Ветреный пояс, образуя несколько серьезных порогов (Чертово Ущелье, Перелом, водопад Падун) и большой участок мелких каменистых шивер и перекатов. После впадения р.Порсы Сывтуга совсем успокаивается и до самого своего устья течет в крутых глинистых берегах без порогов с небольшим течением.


5.    Выбор маршрута

 

Идея пройти по р.Сывтуге появилась давно, когда я нашел в Интернете потрясающие фотографии Игоря Архипова из Ярославля от 1998г [1]. Потом в 2008 году появился отчет Андрея Долматова из Кирова[2]: они вдвоем на катамаране прошли верховья Сывтуги, по старой линии связи от брошенного поселка Падун пешком перебросились на оз.Кожозеро и дальше сплавились по р.Кожа. Первоначально наш маршрут планировался именно таким: пройти самый интересный участок Сывтуги, перейти пешком до Кожозера и пройти р.Кожу. Однако, отставание от графика, появившееся из-за невероятного количества завалов на р.Шардозерка не позволило этого сделать. Решившись на переброску на Кожозеро, мы рисковали не успеть вернуться в срок. Кроме того, легкая травма одного из участников (при заброске на месте бывшей деревни Шардозеро поросшей крапивой выше человеческого роста он споткнулся и подвернул ногу) сильно бы усложнила переброску. Таким образом, было принято решение идти р.Сывтугу до самого конца.

 

6.    Заброска на маршрут.

 

Оз.Сывтозеро, из которого берет начало река Сывтуга, окружено болотами, поэтому наиболее удобна заброска на оз.Шардозеро, соединенное с Сывтозером узенькой речкой Шардозеркой.

На Шардозеро можно заброситься автомашиной из Плесецка или Североонежска. Леспромхоз следит за дорогами, поэтому можно забрасываться не только вездеходными автомобилями. Привозят туристов обычно или на южный край Шардозера к бывшей одноименной деревне или на восточный берег со стороны горы Сточной. И там, и там необходимо около 4 км пройти пешком по рыбацкой тропе (бывшей лежневке). Наш водитель сказал, что со стороны горы Сточной тропа мокрая – по колено в болоте. В бывшую деревню Шардозеро ведут две тропы – одна пешеходная в трех местах пересекает небольшие балочки. Последняя из них довольно мокрая, но если грамотно обходить можно даже берцы не промочить. Вторая тропа разъезжена УАЗиком, но ОЧЕНЬ грязная. Приводит к озеру чуть восточнее деревни. У рыбаков здесь 2-х этажная будка. В самой деревне построек не осталось – только крапива 2-х метрового роста. Стоит рыбацкая будка.

Мы пытались найти дорогу к мосту через р.Шардозерку, чтоб сократить маршрут. Если проехать дальше по «большаку», то есть основной лесовозной дороге, то на участке этой дороги, проходящем с юга на север западнее Шардозера (эта дорога хорошо видна на спутниковых снимках) есть поворот направо в сторону Шардозера. Этот поворот второй направо после ответвления хорошего грейдера влево. К сожалению, точные координаты этого съезда с «большака» утеряны. Оттуда до речки шардозерки около 2 км. Метрах в 200 от «большака» разрушенный мост через ручей, позже впадающий в Шардозерку. Дальше машина не проедет. Дальше давно брошенная дорога идет по старым вырубкам и на большой поляне разветвляется прямо на север и направо на восток. Прямо – дорога приводит опять к ручью. От вероятно когда-то существовавшего здесь мостика ничего не осталось – одни камыши. А дорога направо постепенно забирает к северу, но становится мокрой. Дальше мы не пошли, а, наверное, зря. Разведка дороги от старого моста на Шардозерке показала, что она выходит примерно к тому же заболоченному участку. Потеря точных координат не позволяет точно утверждать, что это одна и та же дорога. Но те, кто не боится промочить ноги, могут попробовать. Место у старого моста сухое и  вполне пригодно для стапеля. Кстати, местные рыбаки (водители) не пользуются этой дорогой даже как зимником и поэтому про нее ничего не знают.

 

До Плесецка из Москвы можно добраться поездом. Мы ехали 316 (318). Он прибывает в Плесецкую в 13.30. На берегу Шардозера при этом можно оказаться около 21-22 часов.

Вот некоторые телефоны забросчиков из Плесецка:

8-921-491-08-27 или 8-(81832)-64729 Рудик (Рудольф). Он вроде посредника-организатора: знает много местных водил, и у кого какая машина.

8-953-26-195-26 Роман. Romaario73@mail.ru. Машина ГАЗ-53 с тентовым кузовом. Можно договориться напрямую. Может забросить также на Подломку или Ундозеро.

 

Другие варианты: из д.Шомокша можно по узкоколейке добраться до Сывтуги в районе Тяпогорских порогов (там несколько рыбацких изб) или по грунтовке до Перелома. Возможно, до Перелома можно добраться по этой же грунтовке прямо из Плесецка.

 

7.    Техническое описание реки Сывтуга

 

Лоция приведена для уровня воды в июле месяце, то есть ниже среднего. В августе воды бывает совсем мало, что вызывает необходимость проводить почти всю реку. Встреченные нами геологи сказали, что за месяц (с середины июня) вода упала на 1 метр.

Ходовое время и категорийность препятствий будет приведена для байдарок. То, что нельзя летом пройти на байдарке, можно пройти в мае-июне на катамаранах, но представить себе майский уровень воды и присвоить категорию порогу довольно трудно. Поэтому ограничусь тем, что видел лично в июле месяце.

 

Завалы указаны только многолетние. Свежие или старые отдельные деревья, через которые или под которыми можно протащить лодки, не указаны – их слишком много. Много спиленных бревен, но, видимо, каждый год падают новые деревья. Много бревен перед нами попилили геологи, за что им огромное спасибо.

 

Условные сокращения:

ВПП – время от предыдущего препятствия или объекта

ВП – условное время прохождения препятствия (с проводкой или обносом для средней группы 6-10чел)

ЧХВ – чистое ходовое время от начала маршрута

ЛБ и ПБ – соответственно, Левый и Правый берег


Лоция реки Сывтуги

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

0

0

0

Бывшая деревня Шардозеро

 

Тропа от лесовозной дороги приводит на большую поляну, заросшую крапивой. Здесь когда-то была деревня. Берег Шардозера мелкий, песчаный. Место для лагеря и стапеля не очень удобное. С дровами тоже не важно.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

6ч 40м

40мин

Река Шардозерка

 

Исток Шардозерки скрывается в прибрежных камышах. Речка шириной 2-4 метра. Сильно петляет. Ощутимое течение. Оно исчезает на последней трети реки. ОЧЕНЬ много упавших деревьев. Нам понадобилось почти 8 часов на прохождение реки только потому, что пришлось прорубаться и пропиливаться каждые 20-50 метров. Надеюсь, другим будет легче, поэтому указываю цифру 6 часов на прохождение. В середине реки мост старой лесовозной дороги. Его приходится обносить. Проще с ЛБ. Сюда, в принципе, можно заброситься: см. раздел «Заброска». Сразу за мостом мелкая шиверка и разбой на несколько мелких проток. Идти нужно в самую правую – она самая широкая.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

8ч 10м

0

1ч 30м

Сывтозеро

 

Перегребание Сывтозера занимает около 1,5 часов. Вблизи берегов озеро мелкое, с камышами. Со стоянками плохо: есть рыбацкая изба на ПБ примерно через 30 мин от входа в озеро. Еще, по другим отчетам, есть изба слева от впадения Шардозерки. Возле изб можно делать стоянки.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

8ч 50м

40мин

0

Павнозеро

 

От Сывтозера река широной 10-15м течет в заболоченных берегах. Попав в Павнозеро, нужно двигаться левым берегом до развилки примерно одинаковых по ширине проток

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

10мин

0

Развилка

 

Река Сывтуга уходит направо, а прямо идет протока в Пермозеро

 


 


ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

9ч 20м

20мин

0

Изба с мостками ЛБ

 

Обжитое место. Строится свежий сруб

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

11ч50м

2ч 30м

0

Избы и Лодки ПБ

 

Видимо сюда можно забросится из Шомокши. Стоянок, кроме как рядом с избами от истока Сывтуги нет

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

12ч30м

10мин

30мин

Многолетний завал №1

 

Обнос ПБ 20м

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

14ч30м

0

Перекаты «Три брата»

1

Долгая цепочка перекатов и отдельных камней в русле. Почему названа «Три Брата», не ясно, но по всем описаниям первые пороги на Сывтуге так называются..

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

14ч50м

20мин

0

Стоянка ПБ

 

Маленькая. На узком перешейке между рекой и болотом. Дров много.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

16ч10м

20мин

Многолетний завал №2

 

Обнос ЛБ 30м

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

17ч

10мин

40мин

Многолетний завал №3

 

Обнос ЛБ 100м. По сути, обнос сразу нескольких завалов. Здесь же стоянка ЛБ


 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

17ч50м

20мин

30мин

Пороги «Тяпогорские»

1

Долгая цепочка маленьких шиверок. Гораздо интереснее, чем «Три брата»

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

19ч05м

15мин

Многолетний завал №4

 

Обнос ЛБ 50м. По сути, обнос 3-х завалов. Стоянка ЛБ.

Здесь встретили 4-х геологов. Они замучались прорубаться через завалы на своей надувной лодке и ждали вертолета для переброски на Падун

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

22ч40м

35мин

Многолетний завал №5

 

Обнос ПБ 30м. По сути, обнос 2-х завалов

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

23ч15м

5мин

30мин

Многолетний завал №6

 

Обнос ПБ 20м.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

24ч20м

40мин

25мин

Многолетний завал №7

 

Обнос ПБ 30м. Сразу за завалом слева приток.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

25ч10м

40мин

10мин

Порог «Кот-порог»

2

Локальный кривой слив высотой около 0,5м метрах в 30 за левым поворотом реки. Слышен издалека. Слив под ПБ. Линия движения видна с воды. За порогом небольшая шиверка

 


 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

27ч40м

30мин

Участок мелких шиверок

1

Долгая цепочка мелких шиверок заканчивается порогом Мини ЧУ

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

27ч50м

0

10мин

Порог «Мини-ЧУ»

1*

Чуть более мощная, чем предыдущие, шивера. Требует лавирования. Берега становятся скалистыми. Порог заканчивается крутым левым поворотом. У ПБ большое улово и хорошо видные скальные лбы. Здесь же хорошая стоянка ПБ.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

30ч

10мин

Порог «Чертово Ущелье»

3

Осмотр обязателен

От «Мини ЧУ» до «Чертова Ущелья» мелкие перекаты, возможна проводка. Ориентир порога – крутой (90 градусов) левый поворот реки, сужение и резкое повышение берегов – 10-ти метровые скалы. По ПБ идет хорошо набитая тропа от стоянки после «Мини ЧУ» аж до самого «Перелома». Отсюда сверху хорошие виды. Если порог обносить, то именно здесь. После порога на ПБ стоянка с табличками, кто, откуда и когда здесь побывал (с воды ее видно плохо).

Порог представляет собой прямое ущелье шириной 2-5 метров и длиной около 100 метров с хорошим падением. В ущелье можно выделить 4 локальных ступеньки высотой 0,5 – 0,8м между ними 10-15 метровые быстротоки с камнями в русле. После самого ущелья очень мелководная шивера с крупными камнями и хорошим течением, переходящая в мелкие перекаты, следующие до самого порога «Перелом». Участок от «Чертова Ущелья» до «Перелома» почти весь идется в проводку.

Мы проходили «Чертово ущелье» по отдельным ступеням, перечаливаясь по уловам и осматривая каждую следующую ступень с ЛБ. Там тропы нет, но можно пробраться вдоль самой воды (в отличие от ПБ, где отвесная скала). Запомнить сразу всю линию движения практически невозможно. Перед 4-ой ступенью у ЛБ в прижиме лежало бревно. Самую первую ступень в виду ее опасности для судов (в узком кривом сливе точат острые зубья) провели вдоль ЛБ. Также пришлось провести мелководную шиверу в конце. 2, 3, 4 ступени прошли все экипажи без происшествий. Страховка осуществлялась с берега. При ширине реки 2-5 метров при нашем уровне воды, выйдя на середину струи в промежутке между ступенями, легко можно было бы поймать перевернувшийся экипаж руками. При более высоком уровне воды все ущелье, вероятно, превращается в мощную клокочущую шиверу и страховка в нем самом теряет всякий смысл.

В середине ЧУ нашли трубку от байдарки «Свирь» - значит, здесь были наши…

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

30ч30м

30мин

0

Изба ПБ

 

Крохотная избушка-конура на ПБ. Вероятно, что именно она обозначена на генштабовской 2-х километровой карте. После избы мелкие перекаты почти сразу прекращаются

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

31ч

30мин

0

Стоянка ПБ

 

 

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

31ч50м

30мин

20мин

Многолетний завал №8

 

Частично разобрали и проволокли суда через бревна

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

32ч30м

10мин

30мин

Многолетний завал №9

 

Частично разобрали и проволокли суда через бревна

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

33ч50м

15мин

1ч05м

Цепочка перекатов и мелких шиверок

1

Долгая цепочка перекатов и мелких шиверок. Довольно часто нужна проводка. Заканчивается мостом.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

33ч50м

0

0

Мост

 

Деревянный мост лесовозной дороги. Дорога используется. Хорошо видна на спутниковых снимках. Перед мостом мель, поэтому провели лодки и под мостом сразу. По ПБ от моста идет очень хорошо набитая тропа до брошенного поселка Падун. На ЛБ стоит ржавый вагончик.

 


 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

35ч25м

5мин

1ч30м

Порог «Верхний Перелом»

Непроходим для байдарок

ОБНОС

От моста идет череда мелких шиверок около 300м. Ориентир начала порога – серые скалы ПБ. Чалиться надо перед ними к ПБ. Место для высадки не самое удобное. Над первой ступенью «Перелома» хорошая стоянка. Вдоль берега для осмотра всех ступеней (а их 4 ) есть тропинка, но обносить лучше по большой тропе, ведущей к брошенному поселку Падун и расположенной метрах в 20-50 от берега. По ней надо пройти от стоянки примерно 400м. будет явная развилка (заблудиться трудно – она там одна). Тропа направо идет в Падун, а налево – к концу «Перелома».

«Перелом» - впечатляющий каскад порогов. Стоит того, чтоб на него посмотреть.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

36ч10м

35мин

10мин

Шивера

1*

Короткая (20м) шиверка с хорошим падением. Очень много камней.

Первый экипаж посчитал все камни в шиверке. Встреча аптечки с камнем закончилась 10 сантиметровой дырой в шкуре и в герме с аптечкой. Сама аптечка осталась цела. Остальные экипажи шли в проводку.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

36ч50м

10мин

30мин

Порог «Мельничный»

Непроходим для байдарок

ОБНОС

Локальный слив в скальном сужении шириной около 3-4 метров. Начинается за небольшим разливом реки. Виден с воды. Чалиться для просмотра и обноса к ПБ. Обнос 30м, но через скальный лоб, на котором видны остатки сруба от мельницы.

 


 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

37ч10м

0

20мин

Шивера «Мельничная»

3

Осмотр обязателен

Начинается сразу за порогом «Мельничным». Вполне проходима для байдарок. Достаточно мощная шивера с хорошим падением. Много камней. Сложный участок длиной метров 70. далее река делится островом на 2 протоки. Правая почти сухая, основная струя идет в левую. Там же возле начала острова ключевое место – локальный слив высотой 0,7м. его нужно посмотреть. С воды виден плохо. Немного не поперек реки. Еще нужно учесть, что за сливом довольно сильный прижим к левому берегу. Дальше шивера мельчает. Справа видно поле и остатки строений поселка Падун.

Порог прошли все экипажи без происшествий. Страховка осуществлялась с берега острова

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

37ч45м

5мин

30мин

Водопад «Падун»

Непроходим

ОБНОС

Еще один остров: левая протока вся в камнях, правая глубокая и почти без течения. Идти в правую. Как только по правому берегу кончатся прибрежные кусты и покажется плоская серая каменная плита немногим выше уровня воды, к ней надо чалиться. Собственно эта плита и образует водопад. У правого края он около 5-6 метров высоты, а у левого 2-3 метра. От места чалки до самого водопада метров 15. Возможно, в большую воду чалиться надо несколько раньше. В нашу воду водопад имел 2 протоки: основная левая и правая, шириной около 1,5 метров. Через нее сверху была перекинута балка для прохода ближе к главной струе. Возле водопада табличка, что это памятник природы, зарегистрированный в 1987 году.

Обнос по ПБ метров 10 в длину и 5 в высоту. Лодки практически скидывали с уступа в широкий залив под водопадом. Там, кстати, лежал огромный жернов – значит, и тут была мельница. В заливчике сделаны мостки и даже свежесколоченный плот к ним был причален. В поселке стояли уже встречавшиеся нам геологи.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

39ч25м

0

Цепочка мелких шиверок

1

Долгая цепочка мелких шиверок. Проводка требуется вблизи Падуна. Потом река сужается и проводки становится мало, потом снова расширяется и снова проводка. Берега заросли дремучим лесом. Стоянку найти очень трудно. Река сильно петляет.

 


 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

42ч25м

0

Стоянка ПБ

 

От цепочки шиверок идет плес с отдельными камнями в русле и отдельно взятыми перекатами. Стоянка расположена на мысу ПБ на левом повороте реки. Правый берег обрывистый, резко спускается и образует низкий мыс. Довольно неприметное место.

Мыс шириной метров 20, поэтому вещи и лодки перенесли на другую сторону, чем сэкономили 300м проводки.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

44ч25м

0

Устье р.Талзанга

 

Река Талзанга впадает слева. На ПБ есть стоянка. После притока проводка не требуется почти нигде.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

44ч40м

5мин

10мин

Порог «Железный»

2

Локальный слив вдоль реки и короткая шиверка за ним. Линия движения видна с воды, но надо быть внимательным. Требуются маневры.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

51ч40м

0

Устье р.Порса

 

Река сильно петляет. В русле попадаются редкие перекаты и отдельные камни. Течение около 3 км/час. Берега высокие глинистые. Стоянку найти трудно.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

52ч

5мин

15мин

Порог «Паш-порог»

1*

Короткая каменистая шиверка. Длина метров 50. Идется сходу по струе.

 


 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

54ч

0

Глобальный поворот реки

 

После Паш-порога река сильно петляет, становится шире и глубже, а вода мутной от глины. Берега высокие глинистые, на излучинах песчаные пляжи и отмели. Сывтуга глобально поворачивает с востока на северо-запад. Это ближайшее к Онеге место, но с воды не видно, где начинаются тропы в деревни Филява или Хачела. Дальше река петляет гораздо меньше. Камни  в русле и перекаты становятся большой редкостью. Со стоянками плохо. На песчаных пляжах видны следы волков, лис, медведей и рыбаков.

Минут через 20 от глобального поворота реки остатки старого моста. Его нет даже на карте 1978 года. Проходятся без проблем.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

58ч

0

Стоянка ЛБ

 

На мысу при впадении слева ручья, который на карте расположен севернее Лавозера, есть рыбацкая стоянка. Дно глинистое.

У нас здесь было невероятное количество мошки: воздух был твердым. Она покрывала все ровным черным слоем: и палатки, и одежду, и еду в мисках. Мрак.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

60ч30м

30мин

Мост

 

Мост автодороги севернее брошенной деревни Токовое. От деревни осталась поляна с Иван-чаем. Мост частично разрушен, по дороге не ездят. К мосту нанесена груда бревен – он превратился в огромный завал. Обнос ЛБ около 20метров. Сильно осложняется высоким глиняным берегом.

У нас в это время шел дождь. Было ужасно скользко. Зато на спуск лодки с откоса съезжали сами

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

62ч30м

0

Устье Сывтуги

 

Часа через 1,5 от моста на глобальном повороте реки с северо-запада на северо-восток несколько перекатов и островки в русле. При впадении Сывтуги в Кожу на левом берегу Кожи брошенная деревня Петровское. Осталось пара изб. Стоит рыбацкий вагончик.

 


 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

63ч30м

0

Поселок Усть-Кожа

 

Здесь Кожа – широкая спокойная река. Скорость течения около 4 км/час. Поселок Усть-Кожа расположен на ЛБ при впадении Кожи в Малую Онегу.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

64ч30м

0

Деревня Чижиково

 

Деревня Чижиково расположена на ПБ Онеги после слияния Большой и Малой Онеги.

 

ЧХВ

ВПП

ВП

Препятствие или Участок реки

КС

69ч

4ч30м

0

Поселок Порог

 

Чалиться к ПБ удобно рядом с лодками и стоянкой теплохода «Заря». Есть удобный подъезд к реке.

 

8.    Выброска.

 

В настоящее время из Усть-Кожи до поселка Порог добраться достаточно сложно. Теплоход Заря в этом году ходит только по пятницам. Катеров на пристани вообще не было. Местные мужики предложили на 2 моторках на буксире довезти нас за 10 тысяч. Может быть, они согласились бы и на меньшие деньги, но экономить 2 часа времени притом, что сэкономить сутки не удавалось никак, не было смысла. Чтоб уезжать на моторках или катере в Усть-Кожу надо приплывать утром или днем, чтоб успеть высушить вещи и к вечеру попасть в Порог.

Мы прогребли от Поселка еще 1,5 часа и встали на левом берегу Онеги чуть дальше деревни Чижиково. Места для стоянок на Онеге очень неудобные – мокрые подболоченные леса и обрывистые берега. Мы встали на старой тракторной колее под линией связи, ведущей от Усть-Кожи к Порогу. Зато на следующий день прогребли за 4 часа 20 километров. Просушили вещи уже в Пороге. Разобрали лодки и к 9 вечера были на полустанке 243км.

Из поселка Порог можно добраться до станции Вонгуда (около 5 км), если найти машину. Однако в июле они все заняты на сенокосе. Или дойти пешком (машина туда в принципе не проедет) до полустанка 243км.

Со станции Вонгуда поезда до Обозерской идут в 3.18,  5.20,  9.09,  15.03

Все они проходят полустанок 243км несколько раньше этого времени, поскольку следуют или из Малошуйки или из Онеги.

Поезд из Онеги до самого Архангельска проезжает полустанок 243км в сторону Малошуйки в 1.40, а обратно примерно в 2.40. на него можно сесть в одну из этих остановок. Из Онеги идут 2 вагона: плацкарт (на него нужен билет) и общий. В общем вагоне проводница сама продает билеты.

Мы воспользовались этим поездом и поехали в Архангельск за культурной программой. Билеты покупал во сне, поэтому стоимость не помню, около 100р. До Обозерской, конечно, будет дешевле.

В поселке Порог есть почта, сбербанк, магазины. Работает сотовая связь. Магазины работают до 21 часа. От реки до магазина около 1км а от магазина до полустанка еще около 1,5 км.

 

В Архангельск поезд из Онеги прибывает в 9 утра. Билетов на Москву нет. Всерьез рассматривали вариант поехать через Рязань, но потом нашли последние 10 билетов (2 первых плацкартных купе – наверное, кто-то сдал билеты) на поезд из Северодвинска на следующий день. Этот день отвели для культурной программы: прогулки по Архангельску и поездки в музей деревянного зодчества Малые Корелы (автобусы №104,108,111). Переночевали на вокзале, а утром автобусом № 33 поехали в дальний район города: станцию Исакогорка. Все потому, что Северодвинский поезд не проезжает сам Архангельск, а проезжает только эту станцию Исакогорка. 315 поезд отбывает из Исакогорки в 11.30 а прибывает в Москву на следующий день в 9 утра.

 

9.    Снаряжение

Личное специальное снаряжение (на одного человека):

Групповое специальное снаряжение:

10.Смета расходов на группу из 10 человек.

 

Питание на маршруте:                                                                    ~ 15 000 р.

Поезд Москва – Плесецкая                                                             ~ 13 000 р.

Автомашина до Шардозера                                                            ~ 12 000 р.

Поезд Архангельск - Москва                                                          ~ 17 000 р.

Культурная программа в Архангельске

и мелкие переезды на автобусах и пригородном поезде                        ~ 3 000 р.

Итого:                                                                                               ~ 60 000 р.


 

11.Выводы и рекомендации.

Маршрут оказался тяжёлым как в физическом, так и в психологическом плане. Сказалась его большая протяжённость (~ 200 км.). Особую роль сыграло огромное, невероятное количество кровососущих насекомых: мошки, комаров, оводов. Мошки было такое количество, что на одной из стоянок она успевала покрыть ровным слоем кашу в миске за то время, пока дежурный тянулся за следующим половником. Встречается особый сорт мошки, который я раньше не встречал: она настолько мелкая, что пролезает через москитную сетку в палатках. Полное отсутствие «населенки» никого не смущало. При этом мы за 2 недели встретили 6-рых рыбаков и 4-х геологов.

Река Сывтуга как маршрут для туристов водников имеет только один плюс: череду красивых порогов в самой своей середине (Чертово Ущелье, Перелом, водопад Падун). Еще один плюс – хорошая рыбалка.

Минусы сводятся к следующему:

1) Если идти только ради спортивного прохождения порогов, надо идти в мае – начале июня. Воды много, но холодно, везде еще лежит снег. Река течет через затопленный лес.

2) Если идти с расчетом пройти все, кроме водопадов, больше из соображений полюбоваться памятниками природы –  так шли мы –  надо идти в июле. Воды еще достаточно и тепло, но ОЧЕНЬ МНОГО НАСЕКОМЫХ и еще нет ягод и грибов.

3) Если идти отдыхать, за грибами, ягодами и рыбалкой, надо идти в августе, но при этом всю реку от Чертова Ущелья до устья Талзанги придется идти пешком по дну за неимением воды.

В общем, Сывтуга – река для фанатов.

 

12.Материалы, использованные при составлении отчёта.

 

1.         Архипов И. Сывтуга 1998г.

http://tourism.yaroslavl.ru/OTCHET/SIVTUGA/sivt_fot.htm

2.         Долматов А. Отчет о пеше-водном путешествии 3 категории сложности по рекам Сывтуга, Кожа (Архангельская область) 2008 год  на сервере http://skitalets.ru

3.         Отчет Дмитрия Нилова 2001 http://www.afanas.ru/reports/sivtuga.htm

4.         Лоция Дмитрия Шварца http://slazav.mccme.ru/index.htm

5.         Заметки команды "Бегемота" (1999) http://www.arh.ru/~shvetski/march/syvtuga.htm

6.         Плечко Л., Сабанеева И. Водные маршруты СССР. Европейская часть. – М.:ФиС,1973.

 


13. Приложение

Завал на р.Шардозерке

 

 

Кот-порог. Жуков (Слева), экипаж Карташев-Зверева (Справа)

 

1-я ступень Чертова Ущелья

 

Проводка 1-й ступени Чертова Ущелья

 

 

2-я Ступень Чертова Ущелья

Мокрова (Слева), Экипаж Нистратов-Зверев (Справа)

 

3-я ступень Чертова Ущелья

экипаж Головкин-Каликина

4-я ступень Чертова Ущелья

экипаж Беспалов-Ганичева

 

Порог Мельничный

 

 

Водопад Падун – две протоки

Водопад Падун

 

 

Мост-завал у бывшей деревни Токовое. Вид снизу


 

 

Схема прохода к бывшей деревни Шардозерская

 

Схема прохода от пристани т/х «Заря» через поселок Порог

к остановочному пункту 243 км.

Hosted by uCoz